Как покрасить диски и пластик полимерной краской

03.09.20166170
Полимерная краска для металла, в отличие от жидких эмалевых лакокрасочных материалов, имеет структуру, состоящую из мелкофракционных порошковых частиц. Такое покрытие удерживается на поверхности окрашиваемой детали благодаря разнице электрических потенциалов металла и позитивно заряженных крупиц порошка.
Мужик полирует машину

После покраски кузов нуждается в полировке

Полимерная порошковая окраска требует специальных условий проведения малярных работ на стадии нанесения и отвердеванияпокрытия, о чем мы и поговорим в данной статье.

Вы узнаете, как выполняется покраска порошковой краской в домашних условиях, какое оборудование и материалы для этого необходимы. Мы рассмотрим преимущества, которыми обладают полимерные покрытия для автомобиля, и технологию собственноручного изготовления камеры полимеризации.

Особенности полимерного покрытия

Порошковое полимерное покрытие металла используется с 50-х годов минувшего века, автомобили по данной технологии начали окрашиваться в конце 90-х. Суть метода заключается в свойстве полимерных частиц при повышении температуры до 150-200 градусов плавиться и образовывать монолитную пленку на окрашенной поверхности.

Полимерное покрытие металла выполняется с применением порошковой краски, состоящей из трех компонентов:

  1. Основа — твердые частицы полиэфирной либо эпоксидной смолы размером от 20 до 100 мкм, выполняющие функцию пленкообразователя;
  2. Связующие добавки, обеспечивают отвердение материала на поверхности детали после плавки;
  3. Цветного пигмента, определяющего итоговый оттенок красящего средства.

Полимерно порошковое покрытие типа «металлик» содержит в составе мелкие фракции алюминиевой пудры. При производстве материалов для полимерного окрашивания применяются две технологии: порошок изготавливается посредством помола сплава вышеуказанных компонентов либо смешиваются уже измельченные частицы.

Преимущества полимерных порошковых красок

Распылитель краски

Для нанесения краски удобно использовать распылитель

 

Полимерная порошковая покраска, в сравнении с окрашиванием металла эмалевыми составами (акриловыми, нитратными либо алкидными), имеет следующие преимущества:

  • Защита металла от коррозии — полиэфирные смолы предотвращают распространение окисления на поверхности металла, тем самым защищая его от ржавчины даже при регулярной эксплуатации в условиях высокой влажности воздуха;
  • Износоустойчивость — по завершению процесса полимеризации покрытие имеет механическую прочность (на его поверхности не образуются сколы и царапины) и устойчивость к изменению цвета (пожелтению) под воздействием солнечного излучения. Порошковые составы часто применяются как защитная краска для внедорожников;
  • Экономичность — полимерная покраска сопровождается меньшим расходом материалов, чем окрашивание эмалью. Процесснанесения покрытия реализуется в рекуперирующих камерах, в которых вентиляционная система отфильтровывает содержащиеся в воздухе частицы порошка и возвращает их обратно в бункер хранения для последующего использования. Технология не требует использования растворителей, что способствует дополнительной экономии финансов;
  • Скорость нанесения — порошковая окраска не нуждается в послойном нанесении и поэтапной сушке каждого отдельного слоя, покрытие формируется за один заход и отвердевает в камере полимеризации за 20-30 минут;
  • Экологическая и пожарная безопасность окрашивания — достигается за счет отсутствия в составе растворителей, образующих токсичные испарения.

Отметим и декоративную привлекательность полимерного покрытия, обширную цветовую палитру составов, наличие материалов с эффектом металлик, глянцевых и матовых красок.

Оборудование для полимерной покраски

Оборудование для покраски

Оборудование для покраски ускорит процесс

 

Полимерно порошковая покраска осуществляется в окрасочном боксе, состоящем из двух отдельных камер — помещения, в котором выполняется нанесения порошковой краски, и камеры для полимеризации, где поддерживается температура в 150-200 градусов.

Отсек для нанесения полимера оборудован рекуперирующей вентиляцией, фильтрующей из воздуха взвешенные частицы порошка. Площадь данной камеры подбирается исходя из размеров окрашиваемых деталей, при работе с габаритными изделиями обустраиваются смежные боксы нанесения и полимеризации, соединенные конвейерной линией, транспортирующей детали в печь после окрашивания.

Оборудование для полимерной покраски представлено следующими агрегатами:

  1. Пистолет для нанесения порошковой краски;
  2. Бункер — герметичная емкость, в которой хранится рабочая порция полимерного состава;
  3. Компрессор — источник подачи сжатого воздуха в бункер;
  4. Эжектор — источник сжатого воздуха для подачи порошка из бункера в краскопульт.

 

Камера полимеризации

Камера полимеризации должна быть обязательно

Распыляющий порошок пистолет подбирается исходя из технологии проведения работ. Выделяют два вида краскопультов для полимерного окрашивания — трибостатические и электростатические.

Электростатическое оборудование передает порошковым частицам позитивный заряд при их прохождении через корпус пульверизатора, в котором установлен коронирующий электрод высокого напряжения. Трибостатические пистолеты заряжают полимеры за счет их трения с фторопластом, из которого изготовлены внутренние стенки пистолета.

Полимеризационная камера — дорогостоящий агрегат, его цена варьируется в пределах 100-300 тыс. рублей. Рационально изготовить печь для порошковой покраски своими руками, затратив при этом на расходные материалы не более 20-30 тыс.

Камера полимеризации представляет собой герметичное, теплоизолированное помещение, нагрев в котором происходит за счет конвекционной теплопередачи воздуха либо непосредственного инфракрасного нагрева окрашиваемой детали.

 

Окраска дисков порошковой краской и работа с другими негабаритными изделиями требует размеров бокса 2*1*1 м. Камера полимеризации для порошковой окраски своими руками изготавливается на основе несущего каркаса из металлического профиля, соединенного посредством сварки.

Наружная часть стенок перекрывается листовым металлом, после чего внутренние поверхности камеры оббиваются базальтовой ватой и обшиваются металлом.



В качестве источника нагрева рационально использовать ТЭНы, установленные по периметру одной из стенок камеры. Также монтируется вентилятор (тангенциального типа), обеспечивающий циркуляцию прогретого воздуха внутри бокса.

Для подачи питания на ТЭНы используются провода с термостойкой теплоизоляцией. Температурный режим в боксе регулируется посредством выносного блока управления ТЭНами — подойдет стандартный электронный термостат с режимом применения до 250 градусов.

Технология покраски

Полимерная покраска автомобиля ведется частично — с кузова демонтируются и последовательно окрашиваются отдельные детали, поскольку прогрев транспортного средства до температуры 200 градусов, при которой происходит плавления порошка, недопустим.

Окраска деталей кузова

Для равномерной окраски кузов придётся разобрать

Первоначально выполняется подготовка окрашиваемых поверхностей — с металла удаляется ржавчина, битумные и масляные пятна (для чистки используется растворитель). Анодированные и хромированные поверхности не требуют удаления наружного покрытия, тогда как чернение препятствует окрашиванию — оно предварительно удаляется механической зачисткой.

После зачистки деталь обезжиривается, высушивается и перемещается в покрасочною камеру. Первым слоем наносится грунт, содержащий фосфаты железа, он необходим для улучшения адгезии обрабатываемой поверхности. По завершению высыхания грунтовки на деталь наносится порошок. Распыление ведется тонкими слоями без промежуточных пауз.

 

После окрашивания детали она конвейером перемещается в камеру полимеризации, включатся ТЭНы и в боксе устанавливается требуемая температура. Процесс полимеризации происходит в течении 20-30 минут при 150-200 градусах.

При достижении температуры плавления порошок на окрашенной поверхности образует монолитную пленку, отвердевающую по мере остывания. Этап охлаждения начинается по истечению времени выдержки детали в камере полимеризации.

Области применения порошковой краски

 

Полимерные красящие составы востребованы в большинстве областей промышленности, где они вытеснили обычные эмалевые краски. Основная сфера их применения — окрашивание металлических изделий:

  • Стальных дверей;
  • Бытовых приборов — холодильников, кондиционеров, стиральных машин, отопительных котлов, бойлеров;
  • Автомобильных деталей, кузова, дисков;
  • Металлопроката — труб, листовой стали, арматуры, профилей;
  • Стройматериалов — облицовочных панелей, профнастила, металлочерепицы, оконных и дверных рам;
  • Производственного оборудования, станков.

Стойкая краска для металла востребована и в нефтегазовой промышленности, где она применяется для окрашивания внутренних стенок трубопроводов с целью их защиты от коррозии.

 

Практикуется и порошковая окраска МДФ, для которой применяются составы с низкой температурой плавления (120-130 градусов), изготовленные на меламиновой основе. Для того, чтобы полимерные частицы удерживались на поверхности не проводящего ток материала она предварительно вскрывается графитовой грунтовкой. Порошковая покраска пластика ведется по аналогичной технологии.

Полимерная покраска своими руками

В специализированных автосалонах средняя цена на полимерную покраску равна:

  • Передние и задние крылья — от 6 тыс.;
  • Двери — от 6 тыс.;
  • Бампера — от 7 тыс.;
  • Капот — от 7.5 тыс;
  • Крыша — от 8 тыс.

Обустроив камеру полимеризации вы сможете предоставлять аналогичные услуги самостоятельно. Порошковая окраска своими рукамипрощает новичку ошибки, которые критичны при окрашивании эмалевыми составами. Единственный недостаток — высокая цена стартового комплекта оборудования.

Машина в краске

Перед самостоятельной покраской проконсультируйтесь со специалистом

Как выбрать полимерную краску?

Порошковые составы классифицируются на две группы — краски на основе полиэфирной и эпоксидной смолы. Выбирая материал учитывайте, в каких условиях будет эксплуатироваться окрашенная деталь — полиэфиры устойчивы к атмосферным воздействиям (влаге, солнечному излучению), но не имеют химической стойкости — покрытие повреждается при контакте с бензином либо растворителями. Эпоксидные составы, наоборот, химические стойкие, но склонны к пожелтению под воздействием УФ излучения.

При покраске дисков либо элементов кузова автомобиля рационально использовать полиэфирные материалы, и после отвердевания вскрывать окрашенную поверхность 2-3 слоями химически стойкого лака.

Самостоятельная покраска

Покраска металла своими руками выполняется по уже рассмотренной в статье последовательности. В процессе работы придерживайтесь следующих рекомендаций:

Перед окрашиванием зачистьте поверхность от следов коррозии, битумных, масляных пятен и обезжирьте растворителем. При необходимости — произведите рихтовку неровностей либо вскройте их стекловолоконной шпаклевкой;

  • После высыхания нанесенного на деталь грунтовочного слоя он матируется мелкозернистой наждачной бумагой (П600). Распыление грунта ведется стандартным пульверизатором (давление при подаче 2 мПа) с расстояния 20-25 см. от окрашиваемой поверхности;
  • При использовании электростатического пистолета на коронирующий электрод подается напряжение 50-60 кВ. Давление подачи воздуха при нанесении порошка — 0.9-1.5 МПа;
  • При окрашивании дисков и кузова краска наносится слоем толщиной 70-90 мкм, расход материала — 90-100 г/м2;
  • Выдержка окрашенной детали в камере полимеризации длится 20-25 минут при температуре 150-200 градусов (придерживайтесь рекомендаций производителя состава);

Охлаждение покрытия после полимеризации происходит в покрасочной камере при комнатной температуре воздуха, итоговую прочность краска получает по истечению 24 часов.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ

Удачной вам покраски. Не забывайте о мерах предосторожности при работе с химическими красителями.