Как покрасить автомобиль своими руками

Всё о наждачной бумаге: советы по выбору

1 1 496

Наждачная бумага, губка или брусок – самые востребованные виды расходных материалов в автомастерской. Шлифовальная шкурка используется на всех этапах ремонтных работ для очистки, шлифования и полировки поверхностей различных деталей автомобиля: стеклянных, металлических и пластиковых.

Шлифовальная бумага
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • LiveJournal
  • VKontakte
  • Blogger
Шлифовальная шкурка применяется для ручной и машинной абразивной обработки различных материалов

Разновидности шлифовальной бумаги

На разных стадиях ремонта автомастерам требуются определенные типы наждачной бумаги. Правильно подобрать образец для конкретного этапа работ помогает знание классификации наждачной бумаги по зернистости, материалу подложки, типу абразива и характеру его насыпки. Маркировка наждачной бумаги производится с обратной стороны, но используемые буквенно-цифровые обозначения могут отличатся, так как иногда принадлежат системам стандартов разных стран.

По форме выпускаемая абразивная продукция может быть листовой (буквенное обозначение Л) или рулонной (без букв).

Цифра «1» в маркировке обозначает, что шкурка пригодна для шлифовки мягких материалов – дерева, пластика, а «2» предполагает возможность использования бумаги для обработки твердых веществ – стекла, металлов.

Зернистость шлифовальной бумаги в современном российском ГОСТе обозначается числовыми значениями с буквой «Р»: чем крупнее размер частиц, тем меньше их помещается на единице площади, соответственно меньше номер шлифматериала. В зависимости от размера абразивных частиц различают следующие виды зернистости наждачной бумаги:

  • крупнозернистая (macrogrid): номера Р22–Р220;
  • мелкозернистая (microgrid): Р240–Р2500.

Мелкий абразив
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • LiveJournal
  • VKontakte
  • Blogger
Шкурка на тканевой основе в сочетании с бумагой или картоном

Материалы с более мелким абразивом (до 4000) используются не для шлифовки, а для полировки лакокрасочного покрытия. На практике удобнее делить шлифовальный материал на три вида: крупно- , средне- и мелкозернистый. Крупнозернистая наждачная бумага (Р22 – Р80) применяется для грубой зачистки на начальных этапах работ, оставляет после себя грубые риски, которые нужно затирать более мелким абразивом. Среднезернистая (Р90–Р220) используется для промежуточной обработки, она также оставляет после себя риски. Мелкозернистая (Р240–Р2500) зачищает поверхность до состояния матовости без рисок, используется для финишной обработки и полировки.

Не менее важный параметр для выбора абразива в автоделе – материал подложки. Технология шлифовки поверхности автомобиля предусматривает два вида обработки деталей – «по мокрому» и «по сухому». Если основа шлифовальной ленты сделана из непрочного материала, то она просто не выдержит испытания водой. Разновидности наждачной бумаги по материалу подложки для зерна выглядят следующим образом:

  • наждачка на бумажной основе;
  • наждачная бумага на тканевой основе;
  • двухслойная шлифовальная шкурка (ткань плюс бумага).

Абразивная бумага в листах
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • LiveJournal
  • VKontakte
  • Blogger
Разноцветная наждачная бумага в листах

Наждачка на бумажной основе – самый дешевый и доступный вариант. Для работы по сухой поверхности она вполне пригодна, причем если для производства использовался качественный картон, то продукт обладает механической прочностью. Если согнуть наждачку пополам, она не должна разрываться на сгибе – этот простейший тест помогает определить качество продукта при покупке. Иногда бумажная основа может пропитываться водостойкими составами.

Влагостойкая наждачная бумага выпускается на тканевой (полиэстер или хлопок) основе. Она пропитана водоотталкивающими смолами, ее можно смачивать водой, подложка эластична, прочна и износостойка.

Комбинированная основа представляет собой наклеенную на ткань бумагу или картон. Возможность плотного нанесения мелких частиц на картон сочетается с высокой прочностью и эластичностью тканевого основания. Это самый дорогой вид абразива, так как плотность шлифовальной шкурки высокая.

Особенности использования шлифовальной шкурки

Выбрать наждачную бумагу для конкретного вида работ помогает знание закономерностей процесса шлифования. Шлифовка поверхности автомобиля производится поэтапно различными видами наждачной бумаги: начинается с крупноабразивных материалов, постепенно переходя к мелкоабразивным.

Шлифовальная бумага в рулоне
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • LiveJournal
  • VKontakte
  • Blogger
Используется для абразивной обработки металлов, сплавов, древесины и других материалов

При переходе от одного номера наждачки к другому применяют «правило 100»: градацию последующего номера увеличивают не более, чем на 100 единиц. Например, сразу после шлифовки абразивом Р120 можно использовать наждачку Р220, но нельзя Р240 и выше.

Совет. В комплекте расходных материалов автолюбителя должны быть различные виды шлифовальных шкурок и инструментов. Правильный выбор наждачной бумаги для конкретного этапа обеспечит достойный уровень качества работ на последующих стадиях ремонта.

Зернистость наждачной бумаги для шлифования методом «по мокрому» должна быть Р400–Р800 (включительно). Для работы с водой используется наждачка на тканевой основе. Применение воды при шлифовке способствует щадящему воздействию на поверхность и обеспечивает отсутствие пыли.

Шлифовальная бумага имеет срок годности 2 года, после чего основа становится хрупкой, а абразив осыпается. Определить, пригодна ли шкурка для шлифовки, можно при помощи несложного теста – продукция с просроченным сроком ломается в месте сгиба, а прочная остается целой. Шкурку на тканевой основе для проверки надрывают – прочная подложка издаст характерный треск.

Шлифовальная лента
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • LiveJournal
  • VKontakte
  • Blogger
Абразивная бумага для специальной машинки

Наждачная бумага чаще используется для ручной шлифовки, но для удобства и ускорения процесса применяют различные приспособления для шлифования: брусок, специальные терки, рубанки. Изготовить устройства можно самостоятельно из дерева или резины, закрепив шкурку зажимами. Аппараты для шлифования и полировки обычно оснащают специальными абразивными кругами: в шлифмашине используют наждачку Р80– Р240, в полировальном устройстве – Р600–Р4000.

Классификация наждачной бумаги по типу шлифовального зерна

Шлифовальная бумага различается по химическому составу абразива. Чаще подложка покрывается оксидом алюминия (твердые кристаллы) или карбидом кремния (хрупкие крупицы которого раскалываются в процессе работы, образуя новые режущие грани). Обработка мягкого дерева осуществляется шкуркой с напылением из оксидом алюминия. Работа с твердыми материалами: металлом, стеклом, пластиком – предполагает использование шлифбумаги с покрытием карбидом кремния.

Насыпка абразива по поверхности делается сплошной или частичной. Виды наждачной бумаги по степени заполнения основы зерном бывают открытыми (абразив занимает 40–60% поверхности) и закрытыми (сплошная насыпка). Открытыми обрабатывают мягкие поверхности, плюсы этого вида в том, что промежутки между зернами не забиваются отходами шлифовального процесса. Шкурки со сплошной посыпкой абразивом используют для шлифования твердых материалов, при всех достоинствах они быстро «засаливаются».

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ

Качество шлифовальных шкурок определяется и связующим составом (смолы, клей или лак), соединяющим зерно в единое целое. От него зависит эластичность и водостойкость материала. Иногда в связующее добавляют антистатические и антизасаливающие вещества.

Шлифовка правильно подобранным видом абразивного материала обеспечит качество обработки поверхности, поможет избежать переделок, неоправданных затрат сил и средств.

армен
2017-04-08 09:22:05
мне нужно склеить наждачку в стык. для шлифовки стекла,но при поподании воды враз расклеивается.может кто подскажет каким клеем попробывать
Поделиться